Наверно, найдется мало людей, которые хотя бы отдаленно не представляли, что такое бухгалтерский учет. В представлении даже далекого от бухгалтерии человека при слове "бухгалтерский учет" возникает бухгалтер, который считает какие-то цифры, делает записи, составляет отчетность.

Определение понятию "бухгалтерский учет" дано в Законе о бухгалтерском учете*(1). Согласно данному определению бухгалтерский учет представляет собой формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

А вот что такое бюджетный учет знают немногие. В новой статье попробуем разобраться, чем бюджетный учет отличается от бухгалтерского, кто обязан его вести?

Что такое бюджетный учет?

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства (п. 2 ст. 264.1 БК РФ).

То есть, бюджетный учет – это разновидность бухгалтерского учета. Но при этом бюджетный учет дает информацию не просто о финансовом состоянии отдельных экономических субъектов — организаций, индивидуальных предпринимателей, а о финансовом состоянии бюджетов РФ, субъектов РФ, муниципалитетов. А значит и вести бюджетный учет должны не все юридические лица, а только те, чья отчетность важна для анализа финансового состоянии бюджетов РФ. Индивидуальные предприниматели бюджетный учет не ведут.

Кто обязан вести бюджетный учет?

Порядок ведения бюджетного учета регулируется Инструкцией по применению Плана счетов бюджетного учета*(2).

Юридические лица, которые обязаны вести бюджетный учет, перечислены в п. 2 Инструкции. Это:

  • органы государственной власти (государственные органы);
  • органы местного самоуправления;
  • органы управления государственными внебюджетными фондами;
  • органы управления территориальными государственными внебюджетными фондами;
  • казенные учреждения, в том числе находящихся за пределами РФ;
  • иные юридические лица, осуществляющие согласно законодательству РФ бюджетные полномочия получателя бюджетных средств;
  • финансовые органы;
  • органы Федерального казначейства в части отражения на соответствующих счетах аналитического учета счета 0 500 00 000 "Санкционирование расходов" операций по кассовому исполнению федерального бюджета.

Кроме того, бюджетный учет ведут:

  • государственные корпорации "Росатом", "Роскосмос" в части ведения бюджетного учета фактов хозяйственной жизни, возникающих при осуществлении полномочий главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета и администратора доходов бюджета;
  • государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждения, осуществляющим в соответствии с законодательством РФ полномочия по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме;
  • государственные (муниципальные) бюджетные, автономные учреждениям и (или) государственные (муниципальные) унитарные предприятия при осуществлении на основании соглашений полномочий государственного (муниципального) заказчика при осуществлении бюджетных инвестиций в объекты государственной (муниципальной) собственности.

Следует отметить, что в обычной хозяйственной деятельности госкорпорации, бюджетные, автономные учреждения и и унитарные предприятия бюджетный учет не ведут, хотя часть их расходов, а зачастую большая их часть и финансируется из бюджетов разных уровней. Бюджетный учет данные юридические лица ведут обособленно от остального бухгалтерского учета, применяют при этом счета бюджетного учета. При ведении бюджетного учета указанные субъекты в 18 разряде номера счета бюджетного учета применяют код вида финансового обеспечения (деятельности) 1 - деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность).

Бюджетная отчетность

Итогом ведения бухгалтерского учета и отражения фактов хозяйственной жизни на счетах является составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это правило распространяется и на бюджетный учет. Итог его ведения — это составление бюджетной отчетности.

Каждое юридическое лицо, составляющее бюджетную отчетность, представляет ее вышестоящему органу, который ее проверяет, утверждает. После принятая отчетность сводится и консолидируется (складывается с отчетами других субъектов бюджетной отчетности), взаимосвязанные показатели при этом исключаются. В итоге получается наглядная картина об исполнении бюджетов разных уровней, в том числе и федерального бюджета.

Общий, обязательный для всех субъектов бюджетной отчетности порядок составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации регулируется соответствующей Инструкцией*(3). Особенности представления бюджетной отчетности могут быть установлены для подведомственных главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов, источников финансирования дефицитов бюджетов, финансовым органом, органом казначейства.


Статья подготовлена

экспертами Компании "Учёт в БГУ"

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте Учётвбгу.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.