Отражение расчетов по договору поручения в учете бюджетных учреждений

otrazhenie raschyotov po dogovory porucheniya

Довольно часто бюджетные учреждения заключают договор поручения. Что это за договор? Каким образом отразить ситуацию при его заключении в бухгалтерском  учете? На эти вопросы ответим в очередной статье, а также приведем примеры бухгалтерских записей для отражения расчетов по договору поручения.

Гражданские основы договора поручения

Отношения, связанные с договором поручения, регулируются положениями главы 49 ГК РФ. В частности, определение и сущность договора поручения приведены в п. 1 ст. 971 ГК РФ. По договору поручения одна сторона, именуемая поверенным, обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия. При этом права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя (п. 1 ст. 971 ГК РФ).

Одной из отличительных характеристик договора поручения является презумпция безвозмездности (нематериальности) отношений между сторонами. На это указывает, к примеру, обязанность доверителя уплатить поверенному вознаграждение, только если это предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором поручения (п. 1 ст. 972 ГК РФ). Однако, как правило, вознаграждение предусматривается. Именно поэтому и возникают вопросы по отражению в бухгалтерском учете расчетов по договору поручения.

Государственные и муниципальные учреждения в рамках договора поручения могут выступать как доверителями, так и поверенными. Рассмотрим далее оба этих случая, так как бухгалтерские счета и соответствующие записи будут различными.

Когда учреждение выступает доверителем

Расчеты по договорам поручения, когда учреждение выступает доверителем и договором поручения предусмотрена оплата вознаграждения поверенному, отражаются с применением счета 302 26 "Расчеты по прочим работам, услугам". О применении именно этого счета прямо указывает п. 138 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее — Инструкция № 183н), применяемой автономными учреждениями.

К аналогичному выводу в отношении бюджетных учреждений можно прийти на основании положений п. 128 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее — Инструкция № 174н). Согласно данной норме вознаграждения по договорам гражданско-правового характера на оказание работ, услуг лицам, не состоящим в штате учреждения, учитывается по счету 302 00 "Расчеты по принятым обязательствам". А соответствующий аналитический счет может быть выбран с учетом Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденного приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н (далее — Порядок № 209н). Затраты на такие услуги не поименованы в перечне расходов ни одной из подстатей статьи 220 КОСГУ. Поэтому они относятся на подстатью 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ, как не отнесенные на подстатьи 221 - 225, 227 - 229 КОСГУ (пп. 10.2.6 п. 10 Порядка № 209н).

Кроме того, не следует забывать, что данные бухгалтерского учета учреждений должны быть сопоставимы вне зависимости от типа учреждения (п. 19 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н, п. 3 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, далее — Инструкция № 157н). Поэтому бюджетное учреждение, аналогично автономному, может принять решение об использовании счета 302 26 для учета расчетов с поверенным по договору поручения.

Когда учреждение выступает поверенным

Для отражения расчетов с дебиторами по договорам поручения предназначен счет 210 05 "Расчеты с прочими дебиторами" (п. 235 Инструкции № 157н). В планах счетов бюджетных и автономных учреждений данный счет поименован. Однако бухгалтерских записей именно для ситуации, когда учреждение заключает агентский договор и является поверенным, Инструкции № 174н и 183н не содержат. Соответственно, их необходимо согласовать: бюджетным учреждениям - в порядке п. 4 Инструкции № 174н, автономным учреждениям — в порядке п. 5 Инструкции № 183н.

В ситуации, когда учреждение выступает в роли поверенного и выполняет юридические действия по продаже имущества, у него образуется не только дебиторская задолженность, учитываемая на счете 210 05, но и кредиторская задолженность перед доверителем. Для учета такой кредиторской задолженности может использоваться счет 304 06 "Расчеты с прочими кредиторами" (п. 281 Инструкции № 157н, смотрите также письмо Минфина России от 10.01.2019 N 02-06-10/287). Бухгалтерские записи для отражения такой ситуации также следует согласовать в описанном выше порядке.

Примеры бухгалтерских записей

Основные направления в части применяемых счетов при заключении договора поручения даны. Теперь рассмотрим, как их применить в конкретных ситуациях.

Пример 1.

Автономное учреждение заключает договор поручения на продажу автомобиля, являясь доверителем. Согласно договору доверитель оплачивает поверенному установленную сумму вознаграждения. В бухгалтерском учете расчеты доверителя и поверенного отразятся следующим образом:

  1. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 302 26 000 — начисление обязанности по уплате вознаграждения поверенному;
  2. Дебет 0 302 26 000 Кредит 0 201 11 000, увеличение забалансового счета 18 (226 КОСГУ) — оплата поверенному полагающегося ему по договору поручения вознаграждения.

Пример 2.

Автономное учреждение заключает договор поручения на продажу автомобиля, являясь доверителем. Согласно договору поверенный перечисляет на лицевой счет автономного учреждения доход от продажи автомобиля за минусом своего вознаграждения. В бухгалтерском учете расчеты доверителя и поверенного отразятся следующим образом:

  1. Дебет 0 401 20 226 (0 109 ХХ 226) Кредит 0 302 26 000 — начисление обязанности по уплате вознаграждения поверенному;
  2. Дебет 0 205 71 000 Кредит 0 401 10 172 — начисление дохода от реализации автомобиля;
  3. Дебет 0 201 11 000 Кредит 0 205 71 000 — поступление дохода от продажи автомобиля за минусом вознаграждения поверенного;
  4. Дебет 0 302 26 000 Кредит 0 205 71 000 — уменьшена кредиторская задолженность перед поверенным в счет расчетов по доходам от продажи автомобиля (зачет).

Пример 3.

Бюджетное учреждение заключает договор поручения на продажу автомобиля, являясь поверенным. Вознаграждение (10%) бюджетное учреждение удерживает из цены реализации автомобиля (100 000,00 руб.). В бухгалтерском учете расчеты доверителя и поверенного отразятся следующим образом:

  1. Дебет 2 201 11 510 Кредит 2 210 05 66Х,
    увеличение забалансового счета 17 (510 КОСГУ) — на лицевой счет бюджетного учреждения перечислены денежные средства за проданный автомобиль (100 000,00 руб.);
  2. Дебет 2 210 05 56Х Кредит 2 304 06 73Х — задолженность перед доверителем (согласно договору поручения — за минусом вознаграждения, то есть 90 000,00 руб.);
  3. Дебет 2 304 06 83Х Кредит 2 201 11 610,
    увеличение забалансового счета 18 (610 КОСГУ) — средства от продажи автомобиля перечислены на счет доверителя за минусом вознаграждения бюджетного учреждения (90 000,00 руб.);
  4. Дебет 2 205 31 56Х Кредит 2 401 10 131 — начисление дохода от оказания услуг (в сумме вознаграждения — 10 000,00 руб.);
  5. Дебет 0 210 05 56Х Кредит 2 205 31 66Х — полученное вознаграждение учтено в составе доходов (10 000,00 руб.).

Мы рассмотрели сущность договора поручения и случаи, когда учреждение выступает доверителем или поверенным. Как видим, в учете такие ситуации отражаются различным образом и с применением различных счетов. Примеры, приведенные в статье, являются наиболее типичными. В то же время конкретная ситуация в учреждении может быть отражена аналогичным образом с учетом индивидуальных особенностей, следующих из условий заключения договора поручения.

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.