Применение федерального стандарта “Представление отчетности” бюджетными учреждениями

СГС Представление отчетности

С 1 января 2018 года вступили в силу 5 федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора. Один из них - это СГС "Представление отчетности"*(1).

Для данного стандарта Минфин России не выпускал отдельные методические рекомендации или указания. Вместе с тем стандарт подлежит применению учреждениями госсектора начиная с составления бухгалтерской (финансовой) отчетности 2018 года.

Что же из стандарта уже сейчас следует учитывать учреждениям? Разберемся в данной статье.

Когда применяется стандарт "Представление отчетности"

СГС "Представление отчетности" применяется:

  • при формировании индивидуальной бухгалтерской (финансовой) отчетности каждым из учреждений;
  • при формировании консолидированной отчетности;
  • при публичном раскрытии показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности, если иное не предусмотрено другими нормативными актами, регулирующими порядок ведения учета и составления отчетности.

Когда стандарт не применяется

СГС "Представление отчетности" не применяется:

  • при составлении и представлении субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности специального назначения, в том числе управленческой отчетности;
  • при составлении и представлении налоговой отчетности и отчетности, составляемой для государственного статистического наблюдения;
  • при составлении и представлении бюджетной отчетности, за исключением казенных учреждений, если иное не предусмотрено другими нормативными актами, регулирующими порядок ведения учета и составления отчетности.

Что устанавливает СГС "Представление отчетности"

Стандарт "Представление отчетности" устанавливает:

  • единые требования к составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, бюджетной отчетности;
  • методические основы составления бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения;
  • обязательные общие требования к минимальному составу и порядку представления публично раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством РФ.

Что нового нужно учитывать при составлении отчетности согласно стандарту

Основная часть положений СГС "Представление отчетности" фактически дублирует то, что ранее было в иных нормативных актах относительно требований к бухгалтерской отчетности. А именно: требования федерального закона о бухгалтерском учете, инструкций по ведению учета и составлению отчетности учреждений.

В то же время стандарт содержит и принципиально новые понятия, которых ранее не было. В частности, это термин "реклассификация показателей отчетности". Под реклассификацией понимается классификация сравнительной информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущие отчетные периоды.

Кроме того, в стандарте дано понятие краткосрочным и долгосрочным активам и обязательствам.

Так, обязательство характеризуется как краткосрочное, если оно удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:

  • предполагается его погашение в течение 12 месяцев после отчетной даты (даже если первоначальный срок погашения превышал 12 месяцев);
  • обязательство представляет собой финансовое обязательство, классифицируемое в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, как краткосрочное обязательство;
  • у субъекта отчетности отсутствует безусловное право отсрочить погашение обязательства как минимум на 12 месяцев после отчетной даты.

Дополнительно к краткосрочным относятся следующие обязательства, даже если они подлежат погашению более, чем через 12 месяцев после отчетной даты:

  • начисленная заработная плата;
  • другие начисленные расходы, связанные с осуществлением деятельности учреждения;
  • кредиторская задолженность по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ (за исключением инвестиционных налоговых кредитов, предоставленных в порядке, установленном законодательством РФ, срок предоставления которых превышает 12 месяцев после отчетной даты).

Прочие обязательства учреждения классифицируются как долгосрочные.
Обратите внимание — именно данные понятия специалисты финансового ведомства рекомендуют использовать при составлении Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф.ф. 0503169, 0503769)*(2).

В СГС "Представление отчетности" также детально раскрыта упорядоченная информация, подлежащая включению в Пояснительную записку.

Что учесть в учетной политике в связи с вступлением в силу стандарта

Обратите внимание, что в составе информации, включаемой в Пояснительную записку, есть краткое описание положений учетной политики.
В Пояснительную записку необходимо включить:

  • способы оценки активов, обязательств, доходов и расходов, применяемые учреждением при формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в случаях, когда нормативные правовые акты, регулирующие ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, допускают выбор учреждением одного из нескольких допустимых способов. Пример: по какой стоимости объекты основных средств будут учитываться на счете 21 — по стоимости приобретения или в условной оценке;
  • применяемые учреждением положения учетной политики при первом применении стандарта и характер таких положений;
  • информацию о профессиональных суждениях, выработанных в процессе применения учетной политики и оказывающих существенное влияние на показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности. Пример: профессиональные суждения о том, относятся ли объекты к основным средствам или инвестиционной недвижимости, являются ли договоры соглашениями об аренде;
  • прочие положения учетной политики учреждения, необходимые для понимания пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности его финансового положения, финансовых результатов деятельности и движения денежных средств.
Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте Учётвбгу.рф. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Статья подготовлена

экспертами Компании "Учёт в БГУ"


*(1) Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности" утвержден приказом Минфина России от 31.12.2016 N 260н.
*(2) Письмо Минфина России от 17 мая 2018 г. N 02-06-05/33398.