Бюджетные и денежные обязательства в казенных учреждениях

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В новой статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Согласно статье 6 БК РФ бюджетные обязательства – это расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Денежные обязательства, в свою очередь, – это обязанность получателя бюджетных средств выплатить определенные денежные средства. Выплачивать их нужно в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках бюджетных полномочий или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Таким образом, бюджетные обязательства отражают планируемые расходы, ограниченные лимитами бюджетных обязательств (ЛБО). А денежные обязательства отражают те средства, которые необходимо выплатить по факту выполнения гражданско-правовой сделки.

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов. Первый из них – принятие обязательств.

Как правило, денежные обязательства появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.

Бюджетные обязательства принимаются в рамках ЛБО, на основании заключенных государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (пункт 3 статьи 219 БК РФ). Таким образом, для принятия бюджетных обязательств понадобятся следующие документы: заключенный контракт, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, авансовый отчет, товарная накладная, платежная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за оказанную услугу. Тогда учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом «красное сторно» на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены контракта, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму бюджетных и денежных обязательств по данному договору.

Следует иметь в виду, что это возможно только в том случае,когда у учреждения есть неизрасходованный остаток лимитов бюджетных обязательств по соответствующей подстатье КОСГУ в связи с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом 44-ФЗ.

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются денежные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств.

За санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета полностью рассмотрен в Приказе Минфина РФ от 17 ноября 2016 года №213н. В соответствии с п. 5 ст. 219 Бюджетного кодекса РФ финансовые органы разрабатывают Порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов, в которых устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно пункту 6 статьи 219 БК РФ.

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Камнем преткновения для некоторых бухгалтеров становится ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам. Бухгалтерский учет по данным обязательствам ведется на разных счетах:

Вопросы о бюджетных и денежных обязательствах вы можете задать в комментариях к этой статье или нашему эксперту-бухгалтеру по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Также советуем подписаться на обновления нашего блога, чтобы не пропустить новые публикации.

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0
comments powered by HyperComments