Учет резервов предстоящих расходов

Учреждения государственного сектора вправе формировать резервы предстоящих расходов. По каким обязательствам можно формировать резерв, порядок формирования резерва, документальное оформление и отражение резервов предстоящих расходов в бухгалтерском (бюджетном) учете рассмотрим в данной статье.

По каким обязательствам нужно формировать резервы предстоящих расходов?

Согласно п. 302.1 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), резервы предстоящих расходов представляют собой информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения.

Резерв предстоящих расходов может быть создан по:

  • предстоящей оплате отпусков за фактически отработанное время или компенсации за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения;
  • предстоящей оплате по требованию покупателей гарантийного ремонта, текущего обслуживания в случаях, предусмотренных договором поставки;
  • иным аналогичным предстоящим оплатам;
  • обязательствам, возникающих в силу законодательства Российской Федерации при принятии решения о реструктуризации деятельности учреждения, в том числе создании, изменении структуры (состава) обособленных подразделений учреждения и (или) изменении видов деятельности учреждения, а также при принятии решения о реорганизации либо ликвидации учреждения;
  • обязательствам, возникающим из претензионных требований и исков по результатам фактов хозяйственной жизни в размере сумм, предъявленных к учреждению штрафных санкций (пеней), иных компенсаций;
  • обязательствам учреждения, возникающим по фактам хозяйственной деятельности (сделкам, операциям), по начислению которых существует на отчетную дату неопределенность по их размеру в виду отсутствия первичных учетных документов;
  • иным обязательствам, неопределенным по величине и (или) времени исполнения, в случаях, предусмотренных актом учреждения, принятого при формировании его учетной политики.

Перечень расходов, по которым могут быть сформированы резервы, является открытым.

Порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т.д.) устанавливается учреждением в рамках формирования учетной политики.

Бухгалтерский учет

Порядок бухгалтерского (бюджетного) учета в учреждениях госсектора регулируется:

Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н для учета резервов предстоящих расходов предназначен счет 401 60 "Резервы предстоящих расходов".

Согласно п. 124.1 Инструкции № 162н, п. 160.1 Инструкции № 174н, п. 189 Инструкции № 183н формирование суммы резерва отражается:

  • Дебет 0 106 00 000, 0 109 00 000, 0 401 20 200 Кредит 0 401 60 000.

В соответствии с п. 124.2 Инструкции № 162н, п. 160.1 Инструкции № 174н, п. 189 Инструкции № 183н операции по начислению расчетов по обязательствам за счет сумм резервов отражаются следующими бухгалтерскими записями:

  • Дебет 0 401 60 000 Кредит 0 302 00 000, 0 303 00 000.

Документальное оформление

Аналитический учет по резервам ведется в Многографной карточке или в Карточке учета средств и расчетов, по видам создаваемых резервов.

Как принять обязательство на сумму резерва?

На сумму резерва предстоящих расходов учреждению необходимо принять отложенное обязательство.

Согласно п. 308 Инструкции № 157н, отложенные обязательства - обязательства учреждения, величина которых определена на момент их принятия условно (расчетно) и (или) по которым не определено время (финансовый период) их исполнения, при условии создания в учете учреждения по данным обязательствам резерва предстоящих расходов.

Отложенные обязательства отражаются по аналитической группе 90 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)" синтетического счета санкционирования расходов (п. 309 Инструкции № 157н).
Руководствуясь Инструкцией № 162н и п. 1.2.3 части 1 Приложения "Составление и представление месячной, квартальной бюджетной отчетности, квартальной бухгалтерской отчетности государственных бюджетных и автономных учреждений в 2017 году" к совместному письму Минфина России № 02-07-07/21798, Казначейства России № 07-04-05/02-308 от 07.04.2017 (далее - Письмо), операции по отложенным обязательствам в учете казенных учреждений отражаются:

  • Дебет 1 501 93 000 Кредит 1 502 99 000 – приняты отложенные обязательства (п. 141.2 Инструкции № 162н);
  • Дебет 1 502 99 000 Кредит 1 502 11 000 - принято бюджетное обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва (п. 141.2 Инструкции № 162н);
  • Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 501 93 000 - принято бюджетное обязательство текущего финансового года при использовании созданного ранее резерва (п. 134 Инструкции 162н).

Бухгалтерские записи по отложенным обязательствам в учете бюджетных и автономных учреждений отражаются аналогично.

Руководствуясь Инструкцией № 174н, Инструкцией № 183н и п. 1.2.3 Письма, операции по отложенным обязательствам в учете бюджетных и автономных учреждениях отражаются:

Нужно ли переносить резерв на следующий год?

Резерв должен использоваться только на покрытие тех затрат, в отношении которых этот резерв был изначально создан. Учет остатков резерва зависит от того, планирует ли учреждение в следующем году создание резерва по соответствующему виду расходов. Если учреждение формировать сумму резерва не планирует, то размер резерва необходимо скорректировать.

В бухгалтерском учете корректировка размера резерва по соответствующим расходам, а также принятых обязательств по расходам за счет сформированного резерва, в соответствующем финансовом году, отражается способом "Красное сторно". Если учреждение в следующем отчетном периоде планирует создавать резерв по соответствующему виду расходов, то показатели резерва переносятся на следующий год.

Налоговый учет

Налоговый учет остатков резерва также зависит от того, планирует ли учреждение в следующем году создание резерва по соответствующему виду расходов.

Если резерв создаваться не будет, все неиспользованные суммы резерва текущего года следует учесть в составе внереализационных доходов на 31 декабря текущего налогового периода (п. 5 ст. 324.1 НК РФ, письмо Минфина России от 29.10.2012 № 03-03-10/121).

Если учреждение планирует создавать резерв на следующий год, то при определении суммы такого резерва учитываются только соответствующие расходы (п. 4 ст. 324.1 НК РФ, письмо Минфина России от 29.10.2012 № 03-03-10/121). Другими словами, та часть неиспользованного резерва, которая относится к соответствующему виду расходов, может не относиться на внереализационные доходы, а включаться в резерв следующего года.

Остальная сумма резерва, не использованная в текущем году, учитывается в составе доходов текущего налогового периода (п. 3 ст. 324.1 НК РФ).

Если у вас возникли вопросы по данной теме, задавайте их в комментариях к этой статье или обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Также вы можете подписаться на обновления нашего блога, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях

Share on VKShare on Facebook0Tweet about this on TwitterShare on Google+0
comments powered by HyperComments