Стандарт “Аренда”: когда бюджетные учреждения могут не применять его положения

Федеральный стандарт государственного сектора "Аренда", утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее — СГС "Аренда"), вступил в силу 1 января 2018 года. Однако у бухгалтеров до сих пор возникают вопросы по его применению.

В данной статье мы рассмотрим основные ситуации, когда бюджетные учреждения могут не применять положения СГС "Аренда".

Исключения для неприменения положений СГС "Аренда", предусмотренные самим стандартом

Пунктом 4 СГС "Аренда" предусмотрены три хозяйственные операции, при отражении которых положения Стандарта не применяются. К ним относится предоставление:

  1. участков недр в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и (или) добычи полезных ископаемых (нефти, природного газа, иных аналогичных невозобновляемых ресурсов);
  2. во временное владение и пользование или во временное пользование материальных ценностей, относящихся для целей бухгалтерского учета к биологическим активам;
  3. во временное пользование материальных носителей, в которых выражены соответствующие результаты интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в части принятия на учет активов, относящихся для целей бухгалтерского учета к нематериальным активам.

Других исключений для неприменения СГС "Аренда" не содержит.

Разъяснения специалистов Минфина России о неприменении положений СГС "Аренда"

В течение 2018 года Минфин России выпустил ряд писем. В них разъясняется, когда положения СГС "Аренда" могут не применяться. Рассмотрим основные из них.

Письмо Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429

Согласно данному письму положения СГС "Аренда" не применяются в следующих ситуациях:

  1. при наличии распорядительных документов о передаче объектов пользователю (арендатору) в целях использования имущества для выполнения функций (полномочий). При этом обязательным условием является тот факт, что обязанности по содержанию переданного в пользование имущества остаются у передающей стороны.
  2. при наличии организационно-распорядительных документов у арендодателя имущества, возлагающих на него функции по содержанию имущества. Иными словами, если в качестве арендодателя (ссудодателя) выступает организация (дирекция и т. п.), специально созданная для обеспечения других учреждений имуществом и наделенная полномочиями по содержанию переданного имущества, положения СГС "Аренда" не применяются.

По сути, данное письмо дублирует положения, предусмотренные разделом II методических рекомендаций по применению СГС "Аренда" (доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464) и п. 32 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н).

Письмо Минфина России от 14.09.2018 № 02-07-10/66285

Согласно данному письму СГС "Аренда" применяется при отражении в бухгалтерском учете хозяйственных операций, порождающих возникновение доходов. На эту тему были и иные письма (смотрите письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, от 19.09.2018 № 02-07-10/67168 и др.).

Специалисты Минфина России ссылаются на п.п. 41, 43 федерального стандарта "Концептуальные основы", утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 256н (далее — СГС "Концептуальные основы").

Согласно п. 41 СГС "Концептуальные основы" нефинансовые активы, полученные от собственника (учредителя) для выполнения возложенных на учреждение полномочий (функций), осуществления деятельности по оказанию услуг либо для управленческих нужд, признается вкладом собственника (учредителя).

В свою очередь, доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственником (учредителем) (п. 43 СГС "Концептуальные основы").

Учитывая изложенное, при движении объектов в рамках безвозмездного пользования ни у ссудополучателя (принимающей стороны), ни у ссудодателя (передающей стороны) доходов не возникает. Такое движение рассматривается с позиции имущественного вклада собственника (учредителя). Следовательно, положения СГС "Аренда" могут не применяться.

Обратите внимание, сюда не относятся операции по передаче (получению) имущества в безвозмездное пользование, осуществляемые в рамках межбюджетной передачи.

Письма Минфина России от 22.11.2018 № 02-07-10/84404, от 31.08.2018 № 02-07-10/62448, от 27.09.2018 № 02-07-10/69410 и др.

Согласно разъяснениям методологов Минфина России положения СГС "Аренда" не применяются в случае, если обязанность предоставить имущество в пользование установлена законодательно.

Примером таких операций может служить:

  • предоставление транспортными инфраструктурами в безвозмездное пользование служебных и подсобных помещений, оборудования, средств и услуг связи территориальным органам и подразделениям полиции, выполняющим задачи по обеспечению безопасности граждан и охране общественного порядка, противодействию преступности на железнодорожном, водном, воздушном транспорте и метрополитенах (п. 6 ст. 48 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ "О полиции );
  • предоставление образовательной организацией на безвозмездной основе в пользование медицинской организации помещения для оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся (ст. 41 Федерального закона от 30.11.2010 № 273 "Об образовании в Российской Федерации");
  • предоставление помещения для проведения выездной налоговой проверки (ст. 89 Налогового Кодекса РФ);
  • и другие.

В перечисленных выше ситуациях операции по передаче (получению) имущества в пользование отражается "по-старому":

  • у передающей стороны путем внутреннего перемещения объектов на балансовых счетах и одновременно на соответствующем забалансовом счете;
  • у принимающей стороны на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование".

бухучет

Исключения для неприменения положений СГС "Аренда", предусмотренные Инструкцией № 157н

10 февраля 2019 года приказом Минфина России от 28.12.2018 № 298н в  Инструкцию № 157н были внесены изменения. В частности, они коснулись описания забалансового счета 01 "Имущество, полученное в пользование".

Так, п. 335 Инструкции № 157н дополнен новыми положениями. Согласно им объектами аренды с 2019 года не являются:

  • имущество казны и иное имущество, полученное на безвозмездной основе, как вклад собственника (учредителя);
  • имущество, которым по решению собственника (учредителя) пользуется учреждение (орган власти) при выполнении возложенных на него функций (полномочий), без закрепления права оперативного управления;
  • имущество, полученное в безвозмездное пользование в силу обязанности его предоставления (получения), возникающей в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Получается, что данные ранее разъяснения Минфина России нашли свое отражение в новых положениях Инструкции № 157н. Частные письма Минфина России не являются нормативными актами, и учреждениям не обязательно ими руководствоваться. Соответственно, до 2019 года учреждение в отношении отражения конкретных операций по аренде могло принять иное решение, противоположное выраженному в письме. С 2019 года рассмотренные в данной статье положения писем перешли в нормы Инструкции № 157н, противоречить которым учреждение уже не вправе.


Статья подготовлена

экспертами Компании "Учёт в БГУ"

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837. Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф. Также вы можете подписаться на нашу рассылку, чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Комментарии закрыты.